Росреестр представил сервис «Умный кадастр»

 

Росреестр разработал и протестировал сервис «Умный Кадастр» на основе предобученных нейросетей и алгоритмов пространственного анализа, помогающий защищать имущественные интересы граждан и вовлекать в оборот неиспользуемые объекты недвижимости.

Как отметила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова, сегодня в ЕГРН отсутствует примерно 10% данных об объектах недвижимости. Почти 46 млн объектов не имеют точных сведений о правообладателях. Процесс их выявления и вовлечения в оборот проводится в «ручном режиме».

«Без зарегистрированных прав люди не могут осуществлять юридически значимые действия со своей недвижимостью: например, продавать, передавать по наследству. Отсутствие данных в ЕГРН влечет за собой риски нарушения прав граждан, является причиной недополучения доходов региональных и местных бюджетов, из которых в том числе финансируется строительство социальных объектов. «Умный кадастр» позволяет перейти от трудоемкого «ручного» процесса и подворового обхода к использованию новых технологий для выявления, вовлечения в оборот земельных участков, объектов капитального строительства и исправления ошибок в сведениях ЕГРН», – подчеркнула Елена Мартынова.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Новый сервис «Умный кадастр» – это часть программы цифровой трансформации Росреестра, внедрение отечественного геопространственного обеспечения. Например, за 10 месяцев текущего года сотрудниками Управления исправлено 23808 технических ошибок в сведениях ЕГРН, сервис поможет перевести в цифровой вид долгие, «ручные» процессы, реализация которых зависит от исполнителей».

Новый цифровой сервис распознает контуры объектов недвижимости и проверяет их на предмет наличия сведений в ЕГРН и Государственном адресном реестре. «Умный кадастр» классифицирует выявленные объекты недвижимости и формирует различные датасеты (наборы данных), например, по категориям: отсутствующие в ЕГРН, расположенные в «зоне можно»/«зоне нельзя» (то есть пригодные или непригодные для вовлечения в оборот) и так далее.

Внедрение сервиса, по оценкам Росреестра, благодаря оперативному выявлению и классификации объектов недвижимости позволит вовлечь в оборот дополнительные земельные участки и внести в ЕГРН сведения о примерно 17 млн объектов недвижимости.

В настоящий момент «Умный кадастр» уже развернут на базе Государственной единой облачной платформы (Гособлако) и проходит опытную эксплуатацию в пилотных регионах.

 


 

 

В Управлении Росреестра по Томской области прошло заседание рабочей группы по проведению комплексных кадастровых работ

 

30 ноября 2021 года в Управлении Росреестра по Томской области состоялось заседание рабочей группы по координации деятельности, связанной с проведением комплексных кадастровых работ на территории Томской области. Участие в заседании приняли представители   Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, заказчики комплексных кадастровых работ - представители Администраций Томского, Асиновского, Верхнекетского, Колпашевского, Парабельского, Шегарского района и г. Стрежевой,  а также организации, непосредственно выполняющие такие работы - ООО «Экспертно - консультационный центр» Промышленная безопасность», ООО «Уральский Кадастровый Центр», ООО «ГлавГеоСтрой».

В ходе заседания подрядные организации отчитались о выполненных работах. По итогам заседания было дано поручение подрядчикам обеспечить выполнение всех работ в соответствии с муниципальными контрактами и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ, ускорить работу по проверке и утверждению карт-планов территорий выполнения комплексных кадастровых работ с целью внесения содержащихся в них сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

 


 

 

Приобретение имущества в общую собственность членов семьи с использованием материнского капитала

 

Материнский капитал - это одна из мер государственной поддержки, направленных на увеличение рождаемости и выплачиваемый за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020, с изм. от 29.06.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (далее Закон N 256-ФЗ).

Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ; ч. 2, 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)):

1) улучшение жилищных условий на территории РФ;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование женщиной накопительной пенсии;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

К улучшению жилищных условий, на которые может быть использован материнский капитал, закон относит следующие случаи (ст. 10 Закона N 256-ФЗ; п. п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (ред. от 16.04.2021) "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" (далее - Правила N 862):

1) приобретение жилого помещения. В том числе средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения;

2) строительство жилого помещения с привлечением строительной организации;

3) строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения организации-подрядчика;

4)  компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС);

5)  уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;

6) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на погашение ранее предоставленного кредита или займа на приобретение или строительство жилья;

7)  оплата участия в долевом строительстве;

8)  уплата вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов и др.

Приобретение земельного участка за счет средств материнского капитала законодательством не предусмотрено. Так, если вы приобретаете участок для последующего строительства жилого дома, то на его покупку использовать материнский капитал нельзя.

Приобретаемое (построенное, реконструированное) жилое помещение с использованием средств материнского капитала должно быть оформлено в общую собственность владельца сертификата, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Такое соглашение не требует обязательного нотариального удостоверения. Однако в случае приобретения жилья с использованием средств материнского капитала и совместных средств супругов соглашение, содержащее по выбору супругов элементы брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, должно быть нотариально удостоверено (п. 15(1) Правил N 862; абз. 4, 8 Письма Минюста России от 15.07.2020 N 12/79244-МБ).

При этом в определенных случаях в общую долевую собственность владельца сертификата, его супруга, детей должен быть оформлен в том числе объект недвижимости, который не достроен и не введен в эксплуатацию (п. 5 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016).

Следует также учитывать, что держатель сертификата не ограничен в выборе способа улучшения жилищных условий. Гражданин вправе иметь в собственности неограниченное количество объектов недвижимости, владеть и пользоваться ими по своему усмотрению (п. 12 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).

 


 

 

Реализация Закона о Лесной амнистии в Томской области

 

В рамках реализации вступившего в силу 11.08.2017г. Федерального закона от 29.07.2017г. №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель» (далее - Закон о лесной амнистии) на базе Управления Росреестра по Томской области (далее - Управление) была проведена масштабная работа межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений государственных реестров о лесных участках на территории Томской области. В составе межведомственной рабочей группы представители различных организаций и ведомств, в том числе Управления и Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (далее - Филиал).

На протяжении всего времени действия Закона о Лесной амнистии группой ежемесячно рассматриваются ситуации о пересечении лесных участков с земельными участками, об исключении земельных участков из состава земель лесного фонда, в случае установления возникновения прав граждан, осуществляется сопоставление сведений о площади лесных участках в Государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

При применении Закона о Лесной амнистии из ГЛР были исключены земельные участки, общей площадью 1 142 778 кв.м.

Как отметила руководитель Управления, Председатель межведомственной рабочей группы Елена Золоткова, по результатам работы межведомственной группы достигнута главная цель реализации Закона о лесной амнистии – защищены права граждан на объекты недвижимого имущества (дома и земельные участки). В результате проделанной работы значительное число граждан смогли оформить права на свои земельные участки, установить границы (провести межевание) таких земельных участков. Соответственно, права  граждан защищены на законодательном уровне, да и сами граждане могут без всяких препятствий реализовать свои права на объекты недвижимого имущества.

Ещё одним важнейшим направлением при реализации Закона о Лесной амнистии является наполнение ЕГРН достоверными сведениями о площади и границах лесных участков, лесничеств.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Была проведена масштабная работа по исключению дублирующих сведений о лесных участках в Томской области, в том числе образованных в результате раздела или выдела из лесничества. В ЕГРН внесены сведения о 21 лесничестве. Полностью проанализированы сведения на предмет превышения площади лесных участков в ЕГРН над площадью по Асиновскому, Бакчарскому, Зырянскому, Кожевниковскому, Молчановскому, Чаинскому, Шегарскому лесничествам. По всем проанализированным лесничествам проведены мероприятия в соответствии с положениями Закона о Лесной амнистии по устранению противоречий по площади в государственных реестрах ЕГРН и ГЛР. По Асиновскому лесничеству внесена часть границ общей площадью 292 951 957 кв.м., а также продолжаются работы по внесению сведений о границах других лесничеств. В настоящий момент в ЕГРН содержатся сведения о 8571 лесном участке, общей площадью 287 222 309 503 кв.м. Следует отметить, что работа межведомственной рабочей группы по приведению в соответствие сведений о лесных участках, расположенных на территории Томской области, в государственных реестрах ЕГРН и ГЛР активно продолжается».

В результате качественно проведённой работы достигнут главный результат - площадь лесных участков в ЕГРН уменьшилась по сравнению с площадью лесных участков в ГЛР. Площадь лесных участков в ЕГРН составила 287 222 309 503  кв.м., а по данным ГЛР - 287 450 768 000 кв.м., при этом, по состоянию на 01.01.2017 площадь лесных участков в ЕГРН составляла 288 615 288 899 кв.м, по данным ГЛР - 288 201 050 000 кв.м., увеличение площади в ЕГРН, составлявшее 414 238 899 кв.м., устранено.

Нужно отметить важность и значимость проводимых работ по наполнению сведений ЕГРН достоверными данными о лесных участках, расположенных на территории Томской области, так как это позволит защитить законные интересы и права граждан, бизнеса, органов местного самоуправления и государственной власти Томской области. Кроме того, это позволит вовлечь в законный гражданско-правовой оборот лесные участки, а также защитить лес и заповедные территории, расположенные в лесничествах.

В настоящий момент Управлением продолжаются масштабные работы по наполнению сведений ЕГРН достоверными сведениями о лесных участках.

 


 

 

Сегодня получение услуг Росреестра – просто и быстро

 

На сегодняшний день электронный способ получения услуг становится все более востребованным. Люди больше ценят свое время и поэтому возможность дистанционного оформления документов с использованием современных цифровых сервисов актуальна как никогда. Услуги Росреестра – не исключение.

Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет».
Посредством сервиса можно подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

«Личный кабинет» позволяет собственнику просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости, гарантирует оперативное уведомление об изменении характеристик объектов недвижимости, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости, о фактах наложения или снятия арестов на имущество, что дает возможность собственнику контролировать действия, осуществляемые в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Заявление и документы, представляемые в Росреестр на регистрацию права в электронном виде, получение сведений ЕГРН ограниченного доступа должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

 Получить сертификат электронной подписи можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, перечень которых размещен на сайте Росреестра, в том числе в созданном на базе Федеральной кадастровой палаты Росреестра удостоверяющем центре.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Преимущества получения услуг Росреестра в электронном виде очевидны: возможность получения услуги из любой точки России, реализация экстерриториального принципа, отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов МФЦ, соответственно, дистанционное получение госуслуг исключает необходимость пребывания заявителя в местах массового скопления людей.

Кроме того, Управлением Росреестра по Томской области принято решение о сокращении срока осуществления государственной регистрации прав на недвижимость по документам, представленным в электронном виде, до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства».

 


 

 

Выездное обследование объектов земельных отношений

 

С июля 2021 года у государственных инспекторов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Томской области имеется новый инструмент для повышений эффективности государственного земельного надзора – выездное обследование объектов земельных отношений.

Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и без доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.

На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.

Однако, оснований для подобного рода беспокойства нет.

Процедура осуществления выездного обследования четко прописана на законодательном уровне. Кроме того, при проведении выездного обследования в обязательном порядке ведется его видеозапись.

Выездное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне.

Результаты выездного обследования объектов земельных отношений оформляются актом выездного обследования объекта земельных отношений.

Результаты выездного обследования объекта земельных отношений направляются проверяемому лицу, а также, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта выездного обследования объекта земельных отношений, подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое выездного обследование. Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

Результаты выездного обследования учитываются при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок.

При этом следует отметить, что выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности.

 

 


 

 

Административная ответственность за неисполнение предписания об устранении нарушения земельного законодательства

 

Для пресечения нарушений требований земельного законодательства Управление Росреестра по Томской области (далее – Управление) наделено полномочиями осуществлять государственный земельный надзор.

Должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

В случае выявления нарушения, при проведении Управлением проверки соблюдения требований земельного законодательства, государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения.

Невыполнение законного требования органа государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа в размере:

- на граждан - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, выразившееся в неисполнении предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, влечет повышенную административную ответственность лица, допустившего данное правонарушение. В соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ размер штрафа составит:

- для граждан -  от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

- на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Таким образом, в целях избежания негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.

Порой возникают объективные причины, не позволяющие завершить оформление документов на земельный участок, и тем самым исполнить предписание в срок, установленный органом государственного земельного надзора.

Для таких случаев законодатель предусмотрел возможность продления срока исполнения предписания на основании ходатайства лица, которому такое предписание выдано.

Ходатайство подается государственному инспектору, выдавшему предписание, заблаговременно – не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения.

К ходатайству в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается государственным инспектором в течение 3 рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания либо об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения (в случае если в установленный предписанием срок нарушение возможно устранить, но нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения).  

 

 

Просмотров: 905
Источник: Управление Росреестра по Томской области